Инженерные сооружения. Саксаганский деривационный тоннель.

Открываю новую рубрику под названием “Инженерные сооружения”. В данной рубрике будут публиковаться небольшие статьи об инженерных сооружениях Кривого Рога, которых, как мы знаем, огромное количество.

Итак, Саксаганский деривационный тоннель. Входной портал. (на карте)
Для начала определимся, что значит слово “деривация”. Слово происходит от латинского языка и обозначает – отведение или отклонение. Термин введен в раздел гидротехники и подразумевает отвод воды от русла реки в различных целях по каналу или системе водоводов.

В нашем случае, тоннель служит для отвода русла реки Саксагань. Построено данное инженерное сооружение в 1957 году.
На фото: входной портал, т.е. р. Саксагань в данном месте входит в тоннель, который находится под землей.

Гидротехническое сооружение изначально проектировалось для подземной части, поскольку проложить канал на дневной поверхности возможности не было, из-за устоявшегося генплана города и расположения важных городских объектов.
На фото: Дзержинское водохранилище, действует с 1957 года.


Характеристики деривационного тоннеля: диаметр в свету – 3,5 м, протяженность – 5,2 км.
Подземный путь р. Саксагань начинается от входного портала, который находится на Дзержинском водохранилище (на карте) (1) и заканчивается выходным порталом, который расположен в Ц-Г районе вблизи Черногорки (2). В этом месте и соединяются две реки Саксагань и Ингулец. Бывшее же естественное русло р. Саксагань (4) не функционирует, но именно здесь и расположен мост на Лодочную станцию, как символ соединения двух рек.

Ответ на вопрос, зачем же нужен отвод реки, прекрасно показан на карте – расположение р. Саксагань не позволяло проводить горные работы по добыче полезных ископаемых (3). Сейчас же в данной местности, благодаря отводу, действует два карьера (карьер “Южный” и карьер “Северный”).

Советую также подписаться на страницы блога в:
ЖЖ: cityblog_kr.livejournal.com
Вконтакте: vk.com/cityblog
Твиттер: twitter.com/cityblog_kr

Предыдущие статьи из категории:


Комментарии:

Инженерные сооружения. Саксаганский деривационный тоннель.: 5 комментариев

  1. Очень интересно, спасибо за информацию и карту. О тоннели знал, но не понимал по какой линии идет отвод, а на карте все понятно. Недавно возле выходного портала был, надо сьездить теперь к входному;)

  2. На какой глубине расположен тоннель? Как его строили? На какой период эксплуатации он рассчитан? Как его обслуживают?

    1. Глубина не постоянна, из-за неравномерности высотных точек поверхности, в начальной точке около 5 метров.
      Проходили туннель проходческим методом, шахтным оборудованием;
      Период эксплуатации – неограничен; Обслуживание минимальное раз в несколько лет с помощью водолазов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *