Карьер “ИнГОК”. На пути к рудному телу.

Открываю серию производственных репортажей с Ингулецкого горно-обогатительного комбината. Ранее, в 2013 году, уже был довольно подробный пост о карьере “ИнГОК”, с цифрами, основными технико-экономическими показателями и статистическими данными. В этот раз больше фото, крупных планов и внимания к деталям производственных процессов. Встречайте, его величество карьер “ИнГОКа”.
Ingoks_001
Карьер – это настоящее архитектурное сооружение, со своими коммуникациями, нормами и правилами строительства, основной целью которых является доступ к рудным горизонтам железорудного бассейна. Схема простая, добраться до руды, осуществить ее выемку и транспортировать на поверхность, попутно извлекая пустую породу с доставкой ее на отвалы.
Ingoks_002

03. Отсюда и выходит, что в карьере существует три основных технологических процесса: буровзрывные работы, выемочного-погрузочные и транспортирование горной массы. Бурим, взрываем, грузим, транспортируем. Легко ведь? На фотографии можно заметить все эти процессы, кроме взрыва, конечно;)
Ingoks_003
04. Для того, чтобы запустить процесс выемки горной массы, необходимо произвести рыхление скальной породы. Рыхление осуществляется путем взрывных работ. Первый процесс: буровзрывные работы. И мы переносимся на буровой участок.
Ingoks_004
05. Здесь полным ходом идет работа по бурению скважин. Это станок буровой шарошечный, он же СБШ-250. Именно данный станок является основным в бурении скважин на всех ГОКах Кривбасса.
Ingoks_005
06. Машинист бурового станка Виктор. Главной проблемой для машиниста во время работы на буровом станке являются сильные вибрации. Помню, как на лекции по предмету “Горные машины” преподаватель шутил: “Пять лет работы на буровом станке и вы больше не будете представлять угрозы для женщин”. Виктор опроверг эту нелепость, и сказал, что с женщинами вибрациями современное машиностроение почти справилось.
Ingoks_006
07. На буровом участке работает несколько станков. Бурение производится с помощью шарошечных долот, глубина скважин составляет 10-15 метров, диаметр скважин – 250 мм, отсюда и “250” в наименовании станка.
Ingoks_007
08. После обуривания блока, скважины заливают взрывчаткой с помощью специализированной техники, в горной терминологии – машина зарядная (МЗ). Насколько мне известно, основным взрывчатым веществом (ВВ) на ГОКах Кривбасса является эмульсионное ВВ отечественной разработки “Украинит”.
Ingoks_008
09. После взрывных работ целик горной массы превращается в груду камней (развал), качество буровзрывных работ определяется выходом негабарита (порода большого размера). Чем меньше количество негабарита во взорванной горной массе, тем выше качество работ.
Ingoks_009
10. После проведения всех буровзрывных работ запускается следующий процесс – выемочно-погрузочный. Переносимся в экскаваторный забой, непосредственное место работы экскаватора.
Ingoks_010
11. Здесь все просто. Экскаватором осуществляется выемка горной породы из развала и перемещается в транспортное средство (автосамосвал, ж/д транспорт). Парк экскаваторов представлен ЭКГ-8 и ЭКГ-10.
Ingoks_011
12. Все автосамосвалы в карьере имеют не только инвентарный номер, но и носят различные имена. Вот, например, Тарас Шевченко.
Ingoks_012
13. БелАЗ “Богатырь”.
Ingoks_013
14. БелАЗ “Саксагань”. Обратите внимание, здесь используется экскаватор Hitachi с обьемом ковша 15,5 м3, работает исключительно на вскрышном горизонте, который сложен из мягких пород. На таких горизонтах выемка породы осуществляется без буровзрывных работ. Мягкая порода.
Ingoks_014
15. В такой ковш легко могут стать 12 человек в полный рост.
Ingoks_015
16. Переходим к самому дорогостоящему процессу – транспортированию горной массы. В статье расходов транспортирование занимает почетное первое место с долей в 70-80% от общих затрат. Кто придумает способ как снизить расходы в два раза, тот однозначно проснется богатым человеком. Сотни рационализаторских идей в год появляются: от транспортирования вертолетами до внедрения специальных подъемников для БеЛАЗов. На фото: БеЛАЗ грузоподьемностью 220 тонн.
Ingoks_016
17. На Ингулецком ГОКе используется комбинированная схема транспортирования, с использованием авто, ж/д и конвейерного транспорта. Комбинация нескольких типов транспорта позволяет значительно снизить затраты на транспортирование.
Ingoks_017
18. Главное правило: “Руда – на фабрику, вскрыша – на отвалы”. Начнем с транспортирования руды. Доставка руды внутри карьера осуществляется автосамосвалами к дробильно-перегрузочным пунктам (ДПП), где с помощью дробильной установки измельчается и транспортируется по подземному конвейерному тракту на поверхность. На фото: ДПП на горизонте минус 240 м.
Ingoks_018
19. Это и есть сочетание двух видов транспорта, автомобильного и конвейерного в данном случае. Автосамосвалы не вывозят горную массу на поверхность с нижних горизонтов, работают только в сочетании с другим, более дешевым ж/д или конвейерным транспортом. Целесообразность использования автотранспорта рассчитана для перевозки горной массы на расстояние не более 3 км.
Ingoks_019
20. При транспортировании вскрыши работает другая комбинация, сочетание автомобильного и ж/д транспорта. Внутри карьера обустраиваются специальные перегрузочные пункты, автосамосвал разгружается на площадке, бульдозер скидывает горную массу под откос на горизонт ниже, где экскаватор перегружает вскрышную породу в ж/д транспорт.
Ingoks_020
21. Работа бульдозера на перегрузочном пункте.
Ingoks_021
22. Работа экскаватора на нижележащем горизонте перегрузочного пункта. В ожидании подачи ж/д состава.
Ingoks_030
23. Погрузка пустой породы в ж/д транспорт на верхних вскрышных горизонтах. Далее вскрышная порода транспортируется на отвалы.
Ingoks_022
24. Перемещаемся на отвальное хозяйство комбината. Подача состава под разгрузку с дальнейшим складированием пустой породы в отвалы.
Ingoks_023
25. Разгрузка пустой породы.
Ingoks_024
26. Формирование экскаваторного отвала.
Ingoks_025
27. Обратите внимание, три экскаватора стоят практически в одну линию, каждый формирует свой ярус отвала по той же схеме, с подачей ж/д состава. Отвалы – это конечная точка движения пустой породы.
Ingoks_026
28. Оператор как бы намекает, что рассказ об основных технологических процессах в карьере закончен и пора готовить следующие посты, где внимательный читатель узнает о движении руды по технологической цепи вплоть до получения железорудного концентрата.
Ingoks_027
29. Все, кто прочитал пост до конца, вы достойны аплодисментов. Сегодня, читатель, ты стал немного ближе к горному искусству. Для правильного завершения сюжетной линии закончим тем, чем начали. Его величество карьер “ИнГОКа”…в вечернем!
ingok_night

Советую также подписаться на страницы блога в:
Фейсбук: facebook.com/CityblogKR
Вконтакте: vk.com/cityblog
Твиттер: twitter.com/cityblog_kr
Инстаграмм: https://www.instagram.com/cityblog.kr/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Предыдущие статьи из категории:


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *